
 
2 июля 2020 г. 

 
РОССИЯ 

 
РБГ осуждают захват контроля над крупной 

экономической ежедневной газетой 
 

 
Противостояние между соблюдающими профессиональную этику российскими      
журналистами и Кремлем продолжается. Последний использует скупку СМИ,        
превратив её в излюбленный метод для того, чтобы влиять на редакционную           
политику независимой прессы. Последней жертвой стала деловая газета        
«Ведомости​»​. Организация «Репортёры без границ​» (РБГ) призывает Москву        
соблюдать взятые ею на себя международные обязательства. 
 
Одно из лучших изданий в России, престижная деловая газета «Ведомости​»​, недавно           
стала собственностью бизнесмена Ивана Ерёмина, известного своими связями с         
властью и главами крупных государственных предприятий. Под его руководством         
новый главный редактор Андрей Шмаров продолжает ​усиливать его контроль над          
газеты. 30 июня 2020 года он удалил еще две статьи, опубликованные в Интернете о              
вчерашнем «народном​» голосовании по поправкам к Конституции, которые позволили         
Владимиру Путину остаться у власти до 2036 года. 
 
Несмотря на несколько случаев вмешательства в редакционную политику в интересах          
государственной нефтяной группы «Роснефть​» и Кремля, Андрей Чмаров был 15 июня           
вопреки мнению редакционного совета утвержден на своем посту. В тот же день шесть             
заместителей редактора газеты и сайта объявили о своем уходе, так же как и более              
десяти других журналистов, шокированных действиями назначенного в марте главного         
редактора.  
 
Более пятидесяти из тех, что остались, то есть большинство редакции, решили           
создать ячейку Профсоюза журналистов и работников СМИ. В спорах с руководством           
её представители требуют прекращения цензуры и применения положений        
редакционного кодекса этики, который запрещает главному редактору без        
согласования с редакцией снимать уже опубликованные статьи, равно как и менять их            
смысл. Если им не удастся переломить ситуацию, «Ведомости​» уже не останутся той            
газетой, которую читатели знают последние 20 лет. Стоит добавить, что многие из них             

https://rsf.org/sites/default/files/russie_2020_04_vedomosti_ingerence_ligne_editoriale_vr_rus_1_0.pdf


сообщили в социальных сетях и в онлайн-комментариях о своём намерении          
отказаться  от подписки. 
 
«Иван Ерёмин нарушил свое ​обещание не вмешиваться в работу редакции и уважать            
образцовый для профессии этический кодекс «Ведомостей​»​, – ​сетует         
руководительница отдела Восточной Европы и Центральной Азии «Репортёров без         
границ​» Жанна Кавелье, – произошедшая смена собственника является этапом в          
долгой череде хищнических атак на независимую журналистику со стороны близких к           
Кремлю лиц. Будучи страной, подписавшей Международный пакт о гражданских и          
политических правах, Москва должна защищать свободу мнений и их свободное          
выражение. Это может быть гарантировано только правом на достоверную         
информацию​»​. 
 
В своём ​интервью РБК от 1 июня Иван Ерёмин заявил, что является ​«​главным             
хранителем ​«​догмы​»​, этического кодекса газеты, который редактор неоднократно        
нарушал. Будучи основателем медиа-группы ​«​ФедералПресс​»​, которая выиграла       
сотни госконтрактов, он между делом признался, что не знал финансовой схемы           
покупки газеты «подготовленной его юристами​»​. Однако, по данным совместного         
расследования «Медузы​»​, The Bell, Forbes и «Ведомостей​»​, в 2017 году банк           
«Роснефти​» выкупил огромный долг бывшего владельца «Ведомостей​» Демьяна        
Кудрявцева в размере почти 30 млн евро. Никакая сделка не была бы возможна без              
решения этого вопроса. Существуют предположения, что в назначении главного         
редактора принимал участие пресс-секретарь госкомпании Михаил Леонтьев. 
 
Будучи совместным проектом британской газеты Financial Times, американской газеты         
The Wall Street Journal и финской медиа-группы Sanoma, «Ведомости​»         
зарекомендовали себя после создания в 1999 году в российском деловом мире как            
образец качественного издания. Эти три владельца были вынуждены продать свои          
акции после того, как в 2015 году был принят закон, запрещающий иностранцам            
владеть более 20% акций российских СМИ.  
 
Россия занимает 149 место из 180 во ​всемирном рэнкинге свободы прессы за 2020             
год, опубликованном РБГ​. 

https://www.rbc.ru/interview/business/01/06/2020/5ed4d7699a79473bcc5e306e
https://www.rbc.ru/interview/business/01/06/2020/5ed4d7699a79473bcc5e306e
https://meduza.io/feature/2020/05/12/kak-vedomosti-okazalis-v-lovushke-u-rosnefti-a-demyan-kudryavtsev-zarabotal-na-sdelkah-s-izdaniem-14-millionov-evro
https://rsf.org/en/ranking

