
 
5 февраля 2025 г. 

 
 

 
 

РОССИЯ 
 

International Reporters, или как иностранные 
пропагандисты ставят себя на службу кремлевской 

дезинформации 

Уже более года финансируемая Кремлем онлайн-платформа International 
Reporters представлятся профессиональным новостным изданием, имея 
цель продвижения российской дезинформации. Используя вводящее в 
заблуждение название, она объединяет международных пропагандистов, 
которым поручено распространять информацию Кремля, чтобы 
оправдать его агрессию против Украины и восхвалять его внешнюю 
политику. Организация “Репортеры без границ» (RSF) осуждают этот 
новый пропагандистский инструмент, предназначенный для загрязнения 
информационного пространства. 

“Я, конечно, желаю Вам всяческих успехов. Мы сделаем все, чтобы Ваш проект 
поддержать”. Такими словами в июле 2023 года Владимир Путин публично поддержал 

https://rsv.ru/news/1/5605/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com


проект International Reporters, представленный его соучредителем, французской 
блогеркой Кристель Неан, принявшей российское гражданство. 

Спустя несколько месяцев, в ноябре 2023 года, этот многоязычный сайт был запущен с 
недвусмысленными заголовками: «Беженцы в Украине возвращаются домой в 
Мариуполь и обосновываются в России» или «Украина, страна, население которой 
было уничтожено ради англосаксонских интересов». Для пропаганды российской 
оккупации Украины, ее военных «успехов» и внешней политики дюжина 
пропагандистов из восьми разных стран сформировали команду International Reporters 
и публикуют материалы в видеоформате и статьи, претендующие на журналистские, 
на французском, русском и английском языках. Среди них живущий в России и 
получивший российское гражданство француз Адриен Боке, известный тем, что 
распространял во французских СМИ российскую дезинформацию о войне в Украине; 
прокремлевский итальянец Андреа Лучиди, который на видео демонстрировал 
российский символ «Z» в знак поддержки российского вторжения, который попросил и 
получил «убежище» в России; и сотрудничающая с российским пропагандистским 
каналом RT и поддерживавшая бывшего сирийского диктатора Башара Асада 
британка Ванесса Били. 

Обещание Владимира Путина о поддержке осуществилось. За первые девять месяцев 
2024 года International Reporters получили более 27 тысяч евро от находящейся под 
американскими санкциями организации АНО «Диалог регионов» финансируемой и 
управляемой Кремлем. В 2024 году International Reporters также получили прямой 
грант от Министерства цифрового развития РФ. 

«За обманчивым названием International Reporters в действительности 
скрывается очередной сайт, находящийся на службе Москвы. Финансируемый 
кремлевскими сетями влияния, он мобилизует международных 
пропагандистов, часто базирующихся в России, для влияния на иностранную 
аудиториею. А через так называемые «репортажи» он распространяют 
российский нарратив, направленный на оправдание вторжения в Украину и 
продвижение политики Кремля в международном масштабе. RSF осуждает 
этот пропагандистский инструмент, который загрязняет информационное 
пространство».​
Жанна Кавелье​
руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии RSF 

Пропагандистская машина Кремля 

При том, что аудитория International Reporters остается достаточно скромной – чуть 
более 56 тысяч подписчиков в Telegram, 12 тысяч в «ВКонтакте» и примерно 20 тысяч 
в X, сила издания заключается в ее авторах, известных участниках российской 
пропагандистской деятельности, в том числе и его соучредителниц – Виктории 
Смородиной и Кристель Неан.  

Виктория Смородина, которую называют «главным редактором» сайта, руководит 
компанией «Лаборатория Внимания», основанной в октябре 2023 года для создания и 
финансирования International Reporters. Она сделала свою карьеру в расположенной 
на юго-западе России Ростовской области, окончив «Мастерскую новых медиа». Этот 

https://www.liberation.fr/checknews/adrien-bocquet-a-aussi-menti-sur-son-passe-militaire-20220607_JUFIZ2SAFFC43IVQFYEFXDRMOY/
https://x.com/AndreaLucidi/status/1656316894587043842
https://x.com/vanessabeeley/status/916945083768983552
https://rsf.org/en/syria-rsf-calls-bashar-al-assad-be-prosecuted-murder-181-journalists-2011-revolution
https://deadlydisinformation.org/source/Deadly_Disinformation_EN.pdf
https://www.opensanctions.org/entities/NK-kKZ25mEt4rUXTMeNWer6zz/
https://digital.gov.ru/uploaded/files/spisok-na-sajt-mintsifryi.docx
https://dzen.ru/video/watch/65a92a2f59823b34db4ea3d9


прокремлевский «курс подготовки журналистов», созданный совместно с российской 
организацией АНО «Диалог», возглавляет Владимир Табак, пропагандист, работавший 
в администрации президента России. АНО «Диалог» находится под санкциями 
Европейского союза с 2023 года за распространение дезинформации о войне в 
Украине. Ее дочерняя компания АНО «Диалог Регионы» находится под санкциями 
США с 2024 года за роль в распространении российской дезинформации, в частности 
во время выборов в США. 

«Главный со-редактор» International Reporters Кристель Неан также является 
выпускницей «Мастерской новых медиа». Находясь на оккупированном украинском 
Донбассе с 2016 года, эта француженка, получившая российское гражданство в 2021 
году, работала с местными пропагандистскими СМИ и основала первый 
франкоязычный пропагандистский сайт Donbass Insider, предшественник International 
Reporters. С 2019 года она находится под украинскими санкциями. Будучи основным 
автором «Международных репортеров», она ведет стендапы из оккупированных 
городов на востоке Украины, таких как Авдеевка, и берет интервью у местного 
населения. 

Обе женщины активно продвигают свой сайт. В то время как Виктория Смородина 
пропагандирует профессию «журналист» в школах юго-западного российского города 
Ростова-на-Дону, Кристель Неан много выступает в прокремлевских СМИ. Их работа 
была замечена: в ноябре 2024 года серия «документальных фильмов» об 
оккупированном украинском городе Мариуполе получила премию «Астра 2024» в 
категории «лучший спецпроект». Это конкурс, на котором Кремль награждает своих 
самых преданных сторонников. Он был создан в 2023 году «Фондом развития новых 
медиа», который принадлежит Александру Малькевичу – российскому 
предпринимателю, возглавляющему российскую дезинформационную сеть на 
оккупированных украинских территориях. 

Международные медиа-альянсы для продвижения нарратива Кремля 

International Reporters расширяет свою сеть и на африканском континенте: на 
Петербургском международном экономическом форуме в 2024 году сайт International 
Reporters заключил соглашение о сотрудничестве с камерунской медиагруппой For You 
Media, которой руководит предприниматель и политик Серж Матомба. Камерунская 
медиакомпания предоставляет площадку участникам сети, приглашая итальянского 
пропагандиста Андреа Лючиди равно как и Кристель Неан, которая регулярно 
выступает в ток-шоу. Это соглашение также предусматривает проведение российскими 
журналистам обучающих курсов. Основанная в 2022 году медиагруппа For You Media 
продвигает «панафриканистский» политический дискурс, а также пророссийские и 
антизападные нарративы. Медиагруппа также наняла бывших журналистов из Afrique 
Media TV, известных своими редакционными связями с российским государственным 
СМИ RT.  

Команды International Reporters и Серж Матомба, с которыми связалась RSF, не 
ответили на просьбу об интервью. 

Украина и Россия занимают соответственно 61 и 162 место во Всемирном индексе 
свободы прессы RSF за 2024 год. 

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/PDF/?uri=OJ:L_202402455
https://x.com/Colon_David/status/1762042772268196074
https://www.donbass-insider.com/fr/2024/02/22/donbass-insider-devient-international-reporters/
https://www.opensanctions.org/entities/Q111022885/
https://shkola64-rostov.ru/2024/04/professionaly/
https://rutube.ru/video/a32e649eaabec57098ddacadb93e8f5f/
https://rsf.org/sites/default/files/medias/file/2023/04/CP%20enque%CC%82te%20Malkevitch%20V2%20RUS_0.pdf
https://t.me/internationalreporters/57323
https://t.me/internationalreporters/57912
https://t.me/internationalreporters/64248
https://www.jeuneafrique.com/1427976/politique/justin-tagouh-la-voix-de-moscou
https://rsf.org/en/russia-serbia-how-rt-spreads-kremlin-s-propaganda-balkans-despite-eu-sanctions
https://rsf.org/en/index
https://rsf.org/en/index

