
28 ноября 2022 г.

ФРАНЦИЯ - РОССИЯ

RSF подала иск против Arcom после того, как французский регулятор заявил, что
не может остановить российскую пропаганду от Eutelsat

Организация «Репортеры без границ» (RSF) оспаривает в Государственном
совете отказ французского регулятора телерадиовещания (ARCOM) принять
меры в отношении французского спутникового оператора Eutelsat. RSF просит
Государственный совет отменить решение Arcom о том, что он некомпетентен
для того, чтобы требовать у Eutelsat прекратить трансляцию российских
пропагандистских СМИ.

Адвокат «Репортеров без границ» Патрис Спинози обратился 17 ноября 2022 года в
Государственный совет, который имеет во Франции полномочия высшей
административной инстанции, с просьбой отменить отказ ARCOM принимать меры в
отношении Eutelsat. В своем решении от 29 сентября регулятор признал себя
некомпетентным в отношении трансляции российской пропаганды через спутники
французского оператора Eutelsat. Чтобы обосновать это отсутствие компетенции,
ARCOM ошибочно сослался на статью 43-4 закона 1986 года о свободе коммуникаций.
Одновременно с этим, организация RSF подала ходатайство о приостановлении
действия решения, попросив административного судью признать срочность
приостановления решения ARCOM и признать его незаконным, с целью заставить
ARCOM пересмотреть его.

Решение ARCOM было принято в ответ на конкретный и обоснованный запрос RSF,
основанный на досье, подготовленном «Комитетом Дидро». В своем письме от 8
сентября RSF попросила ARCOM адресовать Eutelsat официальное уведомление о
прекращении вещания в России, Украине и странах Балтии трех российских
телеканалов, на которых базируется военная пропаганда Кремля. Эти три канала
распространяются в составе пакетов российских операторов НТВ+ и Триколор,
которые ранее прекратили вещание в России таких, представляющих достойную
журналистику каналов, как BBC, EuroNews и France 24.

«Отказ ARCOM заняться важнейшими вопросами борьбы с пропагандой и поддержки
журналистики в высшей степени прискорбен, – заявил генеральный секретарь RSF
Кристоф Делуар, – RSF просит Государственный совет признать это незаконным. Мы

https://rsf.org/en/rsf-asks-french-regulator-order-eutelsat-stop-carrying-russian-war-propaganda


живем в эпоху гибридной войны. Следует ли считать, что Eutelsat примкнул к тем, кто
на ней наживается? Тот, кто не хочет видеть, хуже слепого».

На письмо, отправленное RSF 8 сентября, ARCOM ответил 29 сентября, заявив, что он
некомпетентен. Организация RSF поражена скоростью с которой было принято
решение по столь важному и сложному вопросу и выражает сожаление, что её
представители не были приглашены для того, чтобы представить суть дела. При этом,
RSF отмечает, что, как это ни парадоксально, ARCOM не ставит под сомнение
установленный факт того, что высказывания, которые делаются на трех упомянутых
каналах, являются уголовно наказуемыми.

Два критерия компетентности

Статья 43-4 Закона 1986 года гласит, что существуют два критерия, каждый из которых
приводит к тому, что у ARCOM появляется компетенция в решении подобного вопроса:
первый – это наличие восходящего сигнала на спутник с передающей станции,
расположенной во Франции или в другом государстве — члене Европейского Союза;
второй – это использование спутников, принадлежащих Франции.

В своем ответе ARCOM рассматривает только первый из этих критериев и игнорирует
второй. ARCOM утверждает, что, несмотря на все доказательства, местонахождение
спутниковых линий связи точно не установлено и по этой причине французская
юрисдикция не может быть применена.

В своем заявлении в Государственный совет RSF доказывает, что существует
множество доказательств, доступных в открытом доступе и, которые можно быстро
найти в Интернете, что восходящий сигнал для трех упомянутых каналов идёт из
России. Поэтому должен быть применен критерий использования французской
спутниковой емкости, принадлежащей французской компании Eutelsat, находящейся
во Франции. Однако ARCOM не применяет этот второй критерий.

ARCOM также утверждает, что поскольку эти три канала транслируются
коммерческими российскими операторами, «число граждан ЕС, которые имеют к ним
доступ, по всей видимости ограничен», поэтому вопрос находится вне его юрисдикции.
Этот аргумент несостоятелен. С правовой точки зрения, не существует ни одного
текста, который его обосновывает. Фактом является то, что эти СМИ доступны в
странах Балтии, являющимися членами Европейского Союза. Они также
транслируются на аннексированных территориях Украины (Крым и Донбасс) и на
оккупированных территориях страны, и Украина является участником Европейской
конвенции о трансграничном телевидении.

​​Франция и Россия занимают 26 место и 155 место из 180 во всемирном индексе
свободы прессы RSF за 2022 год.

https://rsf.org/en/index
https://rsf.org/en/index

